18:18, 1 апреля 2020 г.

Североосетинские синоптики точно знают, когда брать зонтик

Фото:

Интервью с Галиной Пикалюк, начальником Северо-Осетинского Центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (ЦГМС), мы начали с аномально теплой зимы.

- Атлантические циклоны, смещаясь один за другим, располагались в основном в средних широтах России, тем самым блокировали ход холодных антициклонов сюда к нам на Юг. В результате зима у нас была необычно теплая. Да, не только у нас, почти на всей территории Западно-Европейской части РФ. Но такие зимы уже не редкость, каждая вторая или третья за последнее десятилетие с положительными температурными аномалиями. Последнюю холодную зиму помню в 2006 году, когда температура за зимний сезон была на 3-5 градусов ниже, чем обычно, но скорее это исключение.

- Галина Вячеславовна, а что скажете про нашу нынешнюю весну?

- Она началась тоже с очень высоких для этого времени года температур. Если вы помните, то дневные были до 20 градусов тепла, ночные - 3-7. Но говорить за всю весну, что она будет теплая не приходится. Начиная с середины марта погода испортилась в связи с прохождением холодных атмосферных фронтов: были осадки в виде дождя, мокрого снега, понижение температуры воздуха. Потом потеплело, затем опять похолодало, то есть погода будет изменчивой. Говорить за всю весну, что она будет холодной или теплой нельзя. Все зависит от того, каким образом будут проходить атмосферные процессы. Дело в том, что вся наша погода связана с теми или иными синоптическими ситуациями, с тем как будут перемещаться циклоны и антициклоны в атмосфере. Она зависит от того, проникнут ли и надолго ли задержатся здесь холодные воздушные арктические массы, то есть будет у нас прохладно или, соответственно, тепло.

- Циклоны можно спрогнозировать?

- Мы прогнозируем перемещение циклонов и антициклонов, но система сама по себе очень сложная. В чем суть прогноза погоды? Каждые три часа снимаются наблюдения за погодой по всему земному шару в одно и то же время. Наша земля опоясана сетью метеостанций и постов. Наблюдатели одновременно выходят на метеоплощадки и снимают показатели: температуру, давление, влажность, направление и скорость ветра, фиксируют атмосферные явления. Все эти характеристики, практически, одновременно в течение 10-15 минут отправляют в Москву. В настоящее время существует три мировых метеоцентра по сбору гидрометеорологической информации. Один из них – это Москва, где стоит суперкомпьютер, который всю эту информацию принимает, обрабатывает и строит фактические карты погоды. Эти карты ложатся на стол синоптикам через 45 минут. После обработки и анализа карт погоды можно понять, что происходит с циклонами и антициклонами, где они располагаются и какая погода с ними связана.

Далее машина строит прогностические карты, то есть она с помощью математических формул рассчитывает, как будут вести себя циклоны и антициклоны, будут ли они углубляться, разрушаться или заполняться и с какой скоростью. В результате строятся прогностические карты на 12, 24, 36, 48, 72, 96 и так далее часов. Анализируя эти карты и имея фактические данные наблюдений, уже свой метеопрогноз делают синоптики, каждый такой прогноз – это маленькая творческая работа.

- Раскройте тайну, насколько процентов должен оправдываться прогноз?

- Сразу скажу, что 100% прогнозов практически не бывает, так как мы пытаемся с помощью математики описать то, что происходит над нами в атмосфере, а это бушующий океан. Точнее, это воздушные массы, которые имеют свой вес и двигаются то в одном, то в другом направлении. Надо учесть все мелочи, тонкости, влияние рельефа местности, влияние человека на погоду, например, в сезон пожаров. Невозможно предвидеть и предугадать все до мелочей. Чем больше мы берем период прогноза, тем больше вероятность ошибки, то есть легко давать прогноз на ближайшие несколько часов. Его я могу составить, даже если просто посмотрю в окно, есть местные признаки погоды, которые этому помогают. Если в процентах, то на сутки оправдываемость прогнозов порядка 93%, на 2-3 суток оценка и качество прогноза уменьшаются до 89-91%, а далее оправдываемость снижается еще больше. Качество прогноз зависит от опыта синоптика, от правильности проведенного анализа синоптической ситуации, от знания наших местных особенностей.

- Каковы они в Северной Осетии?

- Мы находимся у подножия главного Кавказского хребта, и большое значение имеет географический фактор. Дело в том, что воздушные массы, которые к нам идут в основном с Севера-Запада и с Севера, как бы упираются в горы, затем начинают вынужденно подниматься вверх. За счет подъёма воздушной массы идет формирование более мощной кучево-дождевой облачности. Уже по всему региону хорошая погода, везде дожди прекратились, а у нас этот фронт может остановиться возле препятствия, и дожди будут «висеть» и день, и два, и три...Особенно это заметно на летних процессах, когда ливни, грозы, град. Нигде на территории Северного Кавказа нет такой погоды, а здесь в предгорьях происходит обострение холодного фронта, и дожди задерживаются у нас на какой-то период.

Еще, у нас есть свои местные - фёновые ветры. Они захватывают территорию Северной Осетии, Ингушетии, горную часть Дагестана. Что это? Это, наоборот, когда южные теплые потоки с Закавказья ищут выход и вырываются сюда к нам в предгорную часть. При этом при подъёме вверх, а потом при резком опускании вниз, происходит иссушение воздушных масс и повышение их температуры. Скорости такого ветра могут достигать от 15-20 м/сек до ураганной силы 30-33 м/сек.  Чем больше отмечается перепад атмосферного давления между нашей территорией и Закавказьем, тем сильнее будет ветер. Часто у нас отмечаются и фёновые эффекты — это когда ветра практически нет, но в предгорьях республики отмечается значительное повышение температуры воздуха, как было в начале марта до +20, а, к примеру, в Моздоке в эти дни было только +7. Такое потепление мы получаем за счет более плавного переваливание теплых воздушных масс через Главный Кавказский хребет.

- Град и другие стихийные бедствия удается предугадывать?

- За последние несколько лет у нас 100%-ая оправдываемость штормовых предупреждений, в том числе и ливней, и града. Как я уже говорила, мы не можем дать четкий прогноз сегодня на завтра, но можем знать более точно на несколько часов вперед. В прогнозе неблагоприятных условий нам помогают метеорологические радиолокационные станции. Ближайшие к нам расположены в Минеральных водах, и в противоградовой службе в районе г. Ардон. Локатор дает возможность видеть дополнительно, что происходит в атмосфере. Синоптик следит за формированием дождевых или грозовых облаков, за их развитием, за ростом верхней границы облака. При достижении опасных высот и формировании в облаке грозовых очагов, мы составляем штормовые предупреждения. Точность прогноза – это внимание, знание ситуации и дополнительная информация радиолокационных станций.

- Как вы распознаете градовое облако?

- Чем выше верхняя граница, тем мощнее облако, тем больше вероятность зарождения в нем града. Такие облака достигают высоты 11, 13, 15 километров. Именно там на высоте частицы превращаются в ледяные кристаллы, которые блуждают по облаку, и в тот момент, когда уже облако не в состоянии выдержать этот лед, он на нас обрушивается в виде кусочков града. Эти облака могут быть площадью несколько километров, даже десятков километров, там и «бродят» льдинки. Пока восходящий поток их удерживает, они не упадут на землю. Но как только их масса становится больше, чем возможности сдерживающего их восходящего потока, они обрушиваются на землю.

- Если подняться выше над Северной Осетией и взглянуть на Россию, на планету, скажите какие сейчас общемировые тенденции в метеосфере?

- За последние 50 лет произошли значительные изменения именно в температурном плане, температура выросла на планете где-то на градус. Казалось бы, незначительно, но на самом деле это имеет большое значение в масштабах планеты. Это приводит к таянию ледников в горах, вечной мерзлоты и льдов в Арктике и Антарктике. Что такое таяние льдов? Пресная вода попадает в океан и опресняет его. А океан – масштабное явление в природе со своими течениями, в последние десятилетия происходит перераспределение потоков воды. В результате теплые и холодные течения меняют свое местоположение, меняется температурный фон океанов, что сказывается на формировании синоптических процессов. Развитие синоптических процессов идет по-другому.

Например, Атлантический океан называют «кухней погоды», так как там зарождаются Атлантические циклоны, которые несут влажный, сравнительно теплый воздух на территорию Европы, большую часть Российской Федерации. Но если в нем течения поменяют свой ход и понизится температура, то это повлияет на формирование синоптических процессов, циклоны станут малоподвижными, не активными, что приведет к тому, что значительные территории не дополучат тепла и влаги. Это тянет цепь событий глобального характера, где-то может формироваться засуха, где-то, наоборот, затяжные дожди. Это вызывает у специалистов тревогу. С уверенностью можно сказать, что климатические изменения в последние десятилетия привели к тому, что стало больше отмечаться опасных гидрометеорологических явлений, таких как ливни, шквалистые ветры, град, аномально жаркая погода и другие.

- Ученые могут повлиять искусственно на эти процессы?

- Работы ведутся в этой области в научно-исследовательских центрах и институтах по всему миру.

- Если посмотреть в будущее, за что больше всего опасаются и переживают синоптики?

- Беспокоит только одно — бесконечное нарастание температурного фона, которое ни к чему хорошему привести не может. В связи с этим человечеству предстоит решить много проблем, от способа ведения хозяйства до нехватки питьевой воды, которая так же под угрозой исчезновения. Однако есть надежды, ввиду того, что климатические изменения имеют циклическую форму, то есть на смену одному характеру изменений, может прийти другой тип изменений. Возможно, в какой-то период нас может ожидать и похолодание, пришедшее на смену более теплого периода. Также беспокоит влияние деятельности человека на климатические изменения. Если мы не поймем, что мы часть того, что с нами происходит, то наше будущее под большой угрозой.

- Галина Вячеславовна, что можете сказать про лето, каким оно будет?

- Никаких прогнозов. Дело в том, что месячные прогнозы мы не делаем, если что-то и получаем от Росгидромета, то это звучат так: «Осадки около нормы, температура чуть ниже или выше нормы». Однако из личного опыта могу сказать, что аномально тёплая погода чаще всего сменяется не менее аномально холодным периодом. Как и аномально сухой, аномально дождливым. Много лет пишем прогнозы, когда смотришь итоги года, то по общим показателем, по количеству осадков и другим критериям, он получается средненормальным. Но как это распределяется по году из сезона в сезон – не угадаешь. Да, возможно, какой-то период будет жарким и хорошим, но будет и период сырой и холодный.

- Вы сказали из личного опыта, в вашей 100% научной работе есть место для интуиции?

- Вся работа синоптика – это интуиция. Чем больше работает синоптик, тем точнее его прогноз. Данные, на которые мы ориентируемся, надо уметь интерпретировать. Окончательное слово зависит от того, насколько правильно ты выбрал источник и смог использовать свой опыт и чутье.

#Погода #Росгидромет #ЦГМС #Северная Осетия #Галина Пикалюк
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter
ТОП новости
Этот сайт использует «cookies». Также сайт использует интернет-сервис для сбора технических данных касательно посетителей с целью получения маркетинговой и статистической информации. Условия обработки данных посетителей сайта см. "Политика конфиденциальности"