Реформа деклараций: как теперь будут контролировать доходы и имущество госслужащих
Фото: открытый источник
В России меняется система декларирования доходов чиновников: что важно знать
Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал пакет федеральных законов, вносящих принципиальные изменения в порядок декларирования доходов, расходов и имущества государственных и муниципальных служащих, а также членов их семей.
Ключевое изменение: от ежегодной отчётности к «ситуационному» декларированию
Основное нововведение заключается в упразднении обязанности ежегодно подавать декларации для большинства действующих чиновников. Вместо этого сведения о доходах и расходах потребуется представлять лишь при возникновении конкретных оснований.
Главным таким основанием станет совершение чиновником или его семьёй крупной имущественной сделки, если её сумма превышает общий доход этой семьи за три предыдущих года. Это призвано усилить контроль за внезапным появлением дорогостоящего имущества.
В каких случаях декларация остаётся обязательной?
Новый порядок сохраняет обязанность декларирования в ключевых карьерных точках:
-
При первичном поступлении на государственную или муниципальную службу.
-
При приёме на работу в отдельные организации, перечень которых определяется правительством.
-
При назначении на определённые должности.
-
При переводе из одного органа власти в другой.
-
При включении в федеральный кадровый резерв.
Вместо ежегодных отчётов — система непрерывного контроля
Для действующих служащих, не совершающих подозрительных сделок, ежегодная формальная отчётность заменяется на систему постоянного, непрерывного контроля. Уполномоченные органы (прежде всего, ФНС и Росфинмониторинг) будут мониторить финансовые операции и имущественное положение чиновников и членов их семей на постоянной основе, используя данные из государственных информационных систем.
Цель реформы, как заявляется, — сделать антикоррупционный контроль более адресным и эффективным, сосредоточив внимание на потенциально рискованных операциях, а также разгрузить бюрократическую отчётность для добросовестных госслужащих.Итак, пакет законов подписан, порядок декларирования изменен. Что это даст ? Можно выделить следующие основные принципы новой системы:
-
Сдвиг от периодического к событийному декларированию. Вместо ежегодной обязательной отчетности для всех декларация подается только при наступлении конкретных событий. Главный триггер — сделки, стоимость которых превышает общий доход семьи за три предыдущих года. Это призвано оперативно выявлять сомнительные приобретения.
-
Сохранение контроля при карьерных изменениях. Обязательное декларирование остается при поступлении на госслужбу, назначении на ключевые должности, переводе между органами власти и включении в кадровый резерв. Это позволяет оценивать благосостояние на "входе" и в моменты карьерного роста.
-
Введение непрерывного негласного контроля. Фактически, это замена ежегодной публичной отчетности на постоянный внутренний мониторинг со стороны контролирующих органов (предположительно, СБ и ФНС). Цель — выявление несоответствий между легальными доходами и фактическим уровнем жизни в любой момент, а не раз в год.
Оценка и возможные последствия:
-
Цель реформы, как заявлено, — повысить эффективность контроля, сосредоточив внимание на "красных флажках", а не на обработке огромного массива рутинных данных. Также это может снизить административную нагрузку на основную массу госслужащих.
-
Критики высказывают опасения, что система может стать менее прозрачной для общества, так как основной контроль уходит "в тень". Утрачивается регулярная публичная отчетность, которая, несмотря на формальность, была важным символическим институтом.
-
Успех системы будет полностью зависеть от эффективности и непредвзятости работы внутренних контролирующих органов, а также от их готовности реагировать на выявленные несоответствия. Ключевым станет вопрос: насколько триггер "сделка дороже трёхлетнего дохода" будет реальным инструментом, а не формальностью.
Таким образом, речь идет о радикальном изменении философии контроля: от превентивного всеобщего декларирования к выборочному, основанному на событиях и рисках, в сочетании с постоянным мониторингом спецслужбами.