25 августа состоится открытие выставки «Владимир Турусов. Иконопись», которая приурочена к 1100-летию крещения Алании и включает более 70 работ иконописца. 

Владимир Турусов – выпускник иконописной школы Ставропольской духовной семинарии, где ориентируются на стиль московской иконописной школы (сформировавшейся в Свято-Троицкой Сергиевой лавре), расцвет которой пришелся на конец XIV – XV века.

Художник, будучи глубоко верующим человеком, следует традиции, обозначенной заведующим иконописной школы при Московской духовной академии архимандритом Лукой (Головков), суть которой заключается в том, что икона – есть молитва, прочувствованный разговор иконописца с Богом. Поэтому мастер постоянно делает свой выбор – осознанно или интуитивно приближается к первообразу или отдает дань «своей человечине», допуская личную интерпретацию образов. «Ложь, когда, освоив ремесло, дальше технологии художник не идет». 

Испытавший влияние визуальной культуры Северного Кавказа и Закавказья, Владимир Турусов вдохновляется иконами древней Сванетии и зодчеством южного Дагестана, архитектурой древних аланских храмов и наивным искусством осетинских скульпторов конца XIX – начала XX века Сико Каркусова, Сосланбека Едзиева и его последователей братьев Кайтуковых, творчеством средневекового армянского художника-миниатюриста Тороса Рослина. На иконах Владимира Турусова лики Спаса, святителей и Богородицы суровы и аскетичны, что сближает их с древними иконописными образцами.

В своей работе иконописец использует натуральные материалы и пигменты, например, яичную темперу, льняное масло, а также старые доски, которые он обрабатывает вручную, отдавая дань технологиям византийской иконописной школы.

Эта же эстетика простоты и нарочитой безыскусности прослеживается и в выполненных им окладах, материалом для которых служат медь, латунь, алюминий. Именно оклады, которые характеризуют его авторский почерк, делают иконы Владимира Турусова такими самобытными и узнаваемыми. Привычные вставки из полудрагоценных камней, вмонтированные в грубую поверхность металлического оклада, соседствует с подлинными сокровищами – деталями, связанными с личной памятью художника: осколком фарфоровой чашки, кусочком театрального номерка, бабушкиными орденами, брошью с раскрошенной эмалью, напоминающей старинную бирюзу. Несмотря на фрагменты предметного мира, волей художника попавшие из привычной среды в сакральное поле иконы и привнесшие в нее земное мироощущение, святость образа, который прежде всего создается для молитвенного предстояния, не нарушена.

Организатор: Северо-Кавказский филиал Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Сроки проведения: 25 августа – 20 сентября 2022

Место и время открытия: 25 августа 2022 года, 16:00

Владикавказ, ул.Никитина, 22, СКФ ГМИИ им. А.С. Пушкина

Контактная информация: пресс-служба СКФ ГМИИ им. А.С. Пушкина (ГЦСИ Владикавказ)

Лолита Айлярова, тел.: +7(918)833-53-30